Увеличение втрое с 1 мая 2024 года размера акцизов на слабоалкогольные напитки крепостью до 9% вынуждает производителей менять их рецептуру, выяснил «Коммерсантъ». Газета привела в пример МПБК «Очаково», который, пытаясь и дальше выпускать коктейль «Джин-тоник» без дополнительных издержек на косвенный налог, решил снизить градус своей продукции и продавать его в категории пивных напитков.
Так, «Ъ» обнаружил в реестре Росаккредитации декларацию о соответствии на «Джин-тоник» и «Гленморрис со вкусом виски-кола», которые производитель планирует выпускать как пивные напитки крепостью 7%. Ранее эти напитки компания производила как коктейли крепостью 9%.
Опрошенные газетой участники рынка отметили, что компания пошла на этот шаг именно из-за увеличения акциза: для такой продукции размер акцизов, как следует из информации на сайте ФНС, увеличивается втрое, до 141 руб. за 1 л этилового спирта в подакцизном товаре. За счет новых правил расчета акцизов бюджет в 2024–2026 годах дополнительно получит 150 млрд руб., оценивал ранее Минфин.
По данным «Коммерсанта», новый акциз не понравился многим алкогольным компаниям, а «Очаково» еще в феврале 2024 года просила мэра Москвы Сергея Собянина «обратиться в Минфин с целью сохранения текущего порядка расчета акциза на слабоалкогольные напитки с крепостью до 9%». Свое обращение мэру компания аргументировала тем, что является крупным налогоплательщиком в бюджет столицы, куда только в 2023 году направила 5,8 млрд руб.
Управляющий директор «Мегапак» (бренды Jaguar, U.GIN, Aloha People, Funky Monkey и т.д.) Андрей Богачев рассказал газете, что в компании пока не планируют менять рецептуру. Вместе с тем он отметил, что повышенный размер акцизов приведет к подорожанию слабоалкогольных коктейлей в рознице на 85%, такие напитки окажутся вчетверо дороже пива и будут почти равны по стоимости водке.
Источник «Коммерсанта» в отрасли уточнил, что пивному напитку нельзя давать название, схожее с коктейлями. По его словам, власти об этом уже знают и борются «с подобным обходом больше шести лет». Он предполагает, что с 1 мая этого года Росалкогольрегулирование будет пристальнее следить за такими проявлениями. Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин отметил, что многие компании, выпуская под видом пивного напитка, например, «Джин-тоник», пытаются обойти требования регулятора, используя дыры в законодательстве. Поэтому, по его словам, со стороны «Очаково» выпуск коктейлей под видом пивных напитков выглядит как «провокационный шаг в ответ на изменение акциза».